The Grand Prix Team Management Game (c) A Hole in the Wall Game — вот такое внушительное полное название игры объёмом чуть более 100Кб. Творение под издательством шотландской Wizard Games было издано в 1989 году в текстовом режиме. К счастью это не консольный квест под MS DOS, какое-то подобие «графического интерфейса» у него есть. Очень интересная и во многом уникальная игра, если не пугаться текстового режима.

Разработчик
Hole in the Wall
Издатель
Wizard Games
Платформа
MS DOS
Дата релиза
1989
Мультиплеер
нет

Реализм
Геймплей
Сложность
Графика
Звук
Багостойкость
Итоговый рейтинг 3.3 (из 5) - Хорошо

Интерфейс

Несмотря на то, что игра выполнена в текстовом режиме, интерфейс достаточно удобен. Функциональных клавиш немного. Это курсор, пробел, page up/down, F1-F10. После небольшого периода «привыкания», «бегание» по «менюшкам» будет довольно шустрым. Игра маленькая и в ней нет абсолютно ничего лишнего, только то, что вам нужно, что бы управлять командой Формулы 1, не более того.

Реализм

В Grand Prix от Wizard Games нет долгих переговоров со спонсорами или поставщиками, нет обустройства базы команды, нет настроек болидов (только выбор шин), нет приказов пилотам, нет много чего, что есть в других играх, вышедших позднее. Но зато здесь вы можете полностью сконструировать собственный болид (в том числе и двигатель). В игре две важные составляющие успеха, зависящие одна от другой. Персонал и болид. Без первого невозможно второе и без второго невозможно получить результат от первого.

На старте игры уровни команд очень близки к реальному положению в Формуле 1 образца 1991 года.
К гонке допускается только 26 пилотов из максимально возможных 40 в чемпионате.

Ваши пилоты (как и пилоты команд-конкурентов) могут попасть в аварию и пострадать, что не позволит им участвовать в гонках какое-то время. То же касается и тест-пилота на тестах.

Переговоры с пилотами в межсезонье зависят от того, как вы закончили предыдущий сезон (место в кубке конструкторов), переговоры в течение сезона от того, какие результаты вы показали в последних(ней) гонках.
Вы можете нанять пилота, как на следующий сезон, так и на текущий (до конца сезона), на два года и более — нельзя. Это нереально, конечно, но если бы это было реализовано, то геймплей был бы на порядок ниже.

Возможно, поэтому и в Grand Prix от Wizard Games нет возможности уволить пилота в течение сезона, что иногда необходимо.
Запросы (по зарплате) пилотов с каждым сезоном растут, но если пилот провёл сезон без команды (или его результаты были удручающими), то он сразу «подешевеет». Что достаточно близко к реальности.

В игре есть выдуманная команда Wizard, разработчики заявляли, что игра за неё и есть самый-самый hard level.

Топ-поставщики могут вам отказать из-за вашей низкой конкурентоспособности.
Дорогие компоненты болида не всегда лучшие.

Производители компонентов (они же поставщики) часто не могут от сезона к сезону делать самое лучшее. Например, лучший двигатель Renault на старте игры, после первого же сезона может стать на уровень ниже.

Успешный наём персонала зависит от того, соответствует ли скилл кандидата вашей команде. Если у вас топ-команда, все будут согласны у вас работать, если нет — зависит от ваших результатов. Кандидата без работы нанять проще. Недавно уволенного вами кандидата нанять нельзя, он не захочет.

Вы можете переманить персонал у конкурентов даже в течение сезона! Но это не всегда просто сделать.
В Grand Prix от Wizard Games можно изменять имена гонщиков и команд.

Геймплей

Потрясающе, но геймплей в этой допотопной игрушке просто зашкаливает! Невероятно осознавать, что по прошествии 25+ лет со времён создания этого 100-килобайтного чуда гейм-индустрия не смогла родить чего-то более интересного. Да, есть Grand Prix Manager 2, Grand Prix World, F1 Manager Professional наконец, но их «движки» намного более продвинутые по сравнению с Grand Prix от Wizard Games, а геймплей примерно на одном уровне. Это объясняется тем, что игра ещё в те доисторические времена была сделана умными людьми (El Bee и Sundance), игра держит вас вблизи от достижимой цели, но лишь за редким исключением позволяет её достичь. Подобным образом делаются современные популярные игры, но над ними «думают» целые команды.

Тем не менее, как в любой экономической стратегии, каждый шаг нужно продумывать и рассчитывать. Иногда создаётся впечатление, что игра вас обманывает или работает рандом, но это не так.

В случае, если вы в одни ворота выиграли сезон, то не ждите пощады в следующем. Каждый сезон — новое испытание, здесь невозможно построить болид-самовозку на годы вперёд. Команды-конкуренты не спят, делают всё более быстрые машины и заключают контракты с быстрыми пилотами. В игре вы сталкиваетесь с проблемами надёжности двигателей, шасси, ошибками быстрых пилотов, потерей квалифицированного персонала, отсутствием должного финансирования. Если ваш болид чуть-чуть не дотягивает до топ-команд, то вы практически прямо пропорционально не доберёте очков и финансирования, ваша репутация упадёт, вы не сможете набрать лучший персонал и скорее всего вас ожидает банкротство и конец игры в ближайшие пару лет.

Мне удалось выиграть в Grand Prix от Wizard Games кубок конструкторов и зачёт пилотов один единственный раз за Tyrrell и то при том, что топ-команды наняли по одному топ-пилоту (второй у всех был слабее), а у меня их было двое. Если бы контракты пилотов с командами перемешивались каждый раз с ног на голову — явно было бы видно, что работает генератор случайных чисел и было бы неинтересно играть, но такого не происходит.  И это заставляет игрока посыпать голову пеплом и снова играть.

Я упомянул Tyrrell неспроста. Это та команда, где находится золотая середина геймплея (по крайней мере для меня). Все команды, которые на старте игры выше по списку — лучше и за них играть проще (хотя проиграть тоже легко), все команды, которые ниже Tyrrell — слабее и выиграть с ними практически невозможно, так как на старте игры вы в заведомо плохих условиях и вытянуть команду на уровень выше — задача непосильная. У меня получалось добиться неплохих результатов на Lotus (на позицию ниже Tyrrell), но выиграть — никак. А в этой игре, если вы рано или поздно не выигрываете, то постепенно станете банкротом (конец игры = $20.000.000 долга).

Финансы

В Grand Prix от Wizard Games у вас есть два источника финансирования — призовые и спонсоры. Спонсоры вам выплачивают каждый гран-при статичную сумму, а величина призовых зависит от ваших финишных мест в каждой гонке (нажмите F4 во время гонки, что бы увидеть). так же каждую гонку в зависимости от ваших последних результатов, спонсор формирует для вас цели, при выполнении которых, вы получаете дополнительный бонус (так же F4). Статей расходов намного больше, помимо оплаты работы персонала, большие средства расходуются на разработку, тестирование и постройку нового болида.

Болид и поставщики

У вашего болида есть такие компоненты:

  • body
  • chassis
  • transmission
  • electronics
  • engine

В Grand Prix от Wizard Games есть по девять поставщиков для каждого компонента у которых вы можете нужный компонент купить. Каждый компонент у поставщика имеет четыре версии (первая худшая, четвёртая лучшая). Цены варьируются и цены не всегда указывают на качество, далеко не всегда самое дорогое — лучшее.

При выборе компонента в правом нижнем углу вы можете увидеть «экспертное мнение» о выбранном компоненте. Экспертом считается нанятый вами сотрудник в соответствующем отделе. Мне неизвестно насколько точно его мнение отражает реальность, возможно, точность зависит так же от его скилла. Но это мнение лишь показывает градацию по 4 категориям: dodgy, so-so, reliable, good (последнее — лучшее). А в категории good может быть много компонентов (и они будут отличаться друг от друга). Помочь выбрать компонент может анализ боеспособности команд и используемых ими компонентов.

Собственные разработки и управление персоналом

Разработка собственных компонентов — дорогое удовольствие и оно напрямую зависит от профессионализма вашего персонала. В команде шесть ключевых постов и механики:

  • aerodynamics expert
  • chassis expert
  • electronics exper
  • transmission expert
  • engine expert
  • head mechanic
    • mechanics

Механиков должно быть минимум 8, на них пит-стопы, ремонт, обслуживание и сборка. Градация скиллов персонала варьируется, как и у компонентов (dodgy, so-so, reliable, good), но опять же, не стоит думать, что два главных механика со скиллом good одинаковы, игроку не доступны точные данные по их характеристикам, он должен выяснять это сам, что добавляет Grand Prix от Wizard Games геймплея.

Игра предполагает, что каждый из персонала на ключевых постах любят своё дело и постоянно думают над усовершенствованием своего профильного компонента. Что это значит? Это значит, что для того, что бы разработать наилучший компонент, инженеру (эксперту) нужно иметь над чем думать, то есть у вас должен быть наилучший компонент (купленный, например) в наличии, тогда он сможет сделать из на его основе конфетку. Если у вас в наличии только хлам, то конечно получится что-то съедобное, но не конфетка точно. А если же ваш «эксперт» дилетант, то он и вовсе какашку сделает.

В любой подобной игре, как и в реальности, вы сталкиваетесь с проблемой надёжности своего творения. Здесь надёжность зависит напрямую от электронщика и главного механика. Первый соответственно может сделать что-то неработающее, второй может криво собрать. Комбинация «плохой главный механик и плохое шасси» (по итоговым параметрам, после разработки) приведёт к многочисленным сходам с дистанции. И наоборот, отличное шасси с отличным главным мехом почти гарантирует вам отсутствие поломок. То же с электронщиком.

Уровень самих механиков напрямую зависит от их шефа. Если у вас отличный шеф, но плохие механики, то со временем он их обучит и они подтянутся к его уровню. Аналогично и наоборот, шеф-механик дилетант может научить их «плохому». :)

При конструкции болида (сборке) скилл главного механика влияет на скорость работы. Но более важным здесь есть количество механиков.

Скорость пит-стопов напрямую зависит от общего скилла всех механиков.

Как я говорил выше, успешный наём персонала в Grand Prix от Wizard Games зависит от того, что ваша команда из себя представляет и какой скилл у кандидата. Но здесь есть ещё один важный параметр — темперамент. Если у гонщиков он статичен и влияет на езду, то у персонала он динамический и отражает текущее к вам отношение. Вы можете на него влиять отрицательно показывая плохие результаты и резко отрицательно увольняя с должности. Положительное отношение можно заработать хорошими результатами или на сезон-два забыть про работника, подождать пока он успокоится и сам придёт в норму после созданного вами стресса.

Если уровень вашей команды на порядок выше его скилла или вы просто лучший, то он конечно, вернётся к вам даже после стотысячного увольнения, но уровень его темперамента будет на нуле (sadistic) и он скорее уволится сам, чем вы успеете его задобрить.

Подробнее об этом самом темпераменте. Уровень loyal говорит о том, что этот человек вам доверяет и не уволится посреди сезона.  Уровень fickle увеличивает вероятность увольнения в тяжёлый период для вашей команды. Аналогично и для конкурентов, лояльного сотрудника сложнее переманить к себе, они могут требовать завышенный гонорар или вовсе отказаться.

В отличие опять же от пилотов, которые заключают контракты на год, весь персонал работает пока вы их не уволите либо они не уйдут сами. А уйти могут, опять же по причине ухудшения отношения к вам и вашей команде.
Уйти могут в любое время. Это важно понимать. Когда идёт разработка двигателя для новой машины и моторист покидает команду, то…это катастрофа, новый человек не сможет быстро войти в курс дела и закончить разработку так, как планировалось. Здесь вам нужно принимать решение либо остановить проект и начать всё сначала либо закончить, понимая, что двигатель будет не ахти каким. Здесь разработчики Grand Prix от Wizard Games придерживались такого мнения: команда — есть команда и разработка болида и всех его компонентов возможна с максимальной продуктивностью только в плотном сотрудничестве всего персонала, если теряем одного — теряем всё. Вам нужно лелеять и беречь ваш персонал.

У персонала есть момент привыкания, новичок не сразу сможет продуктивно работать, ему нужно время. При увольнении персонала, какое-то время всем остальным сотрудникам так же необходимо время, что бы привыкнуть. В момент привыкания ваша репутация у персонала будет на дне, но со временем всё нормализуется. Поэтому, лучше всего нанимать персонал в конце сезона, так как у вас будет достаточно времени в межсезонье для периодов привыкания. Но это не правило, а лишь рекомендация для подходящей ситуации, в конце сезона конкуренты уже могут быть укомплектованы, а переманить людей к себе будет сложнее.

Потрясающе то, что этот эффект имеет обратную силу! Если вы переманите персонал у конкурентов, то они будут иметь те же проблемы! Их «performance» будет таять у вас на глазах. Вы понимаете, почему я так много букв уделил этой игре, да? :)

Пилоты

Как я уже говорил, игра начинается сезоном Формулы 1 1991 года (но в Grand Prix от Wizard Games стартовый год (его цифры) будет в соответствии с текущим, реальным). У пилотов есть два основных параметра — это скилл и темперамент. Скилл — это, как можно догадаться, показатель профессионализма пилота, а темперамент влияет на стиль езды.  В игре нет процентов или каких-либо точных показателей скорости пилотов, это можно выяснить просмотрев статистику сезонов тех лет, увидеть пилотов в самой игре или использовать метод «тыка». В игре присутствуют такие категории скиллов (расположены по убыванию):

  • GENIUS
  • Very fast
  • Fast
  • Good
  • Competent
  • So-so
  • Lacking
  • Minimal

В Grand Prix от Wizard Games я использовал только первую и вторую, максимум третью. Good и ниже — это совсем медленные гонщики, которым любая самовозка не поможет. Разве что для тестов можно нанять недорогого и слабого пилота. Пилоты присутствующие в каждой категории, разнятся по скорости между собой, но не так заметно, как пилоты из разных категорий. Например: разницу между Бутсеном и Менселлом можно не заметить (они в категории GENIUS), а вот между Менселлом и Альборето (он в Very fast) видно сразу.

Темперамент представлен такими категориями:

  • Reckless
  • Dodgy
  • Steady
  • Cool

Reckless — самый сумасшедший, а cool — это самый сдержанный.

«Темпераментный» гонщик будет стирать шины раньше времени и может попасть в аварию с высокой вероятностью. Но он будет показывать более лучшее время на круге и сможет быстрее обгонять в сложных ситуациях. Что часто полезно, но и опасно, так как он может попасть в аварию.

Спокойный пилот будет следить за состоянием шин, с малой вероятностью попадает в аварии или вылетает с трассы. И он не будет пытаться совершить обгон в опасной ситуации. С надёжной машиной, такой гонщик гарантированно доедет до финиша (а от этого зависит количество призовых).

«Горячих парней» выгодно использовать, если вам нужно лучшее стартовое место. Если у двух разных пилотов одинаковый скилл, то лучшее время покажет «reckless driver». А если он ещё и сможет добраться до финиша, то его позиция в итоге будет однозначно выше спокойного «cool» пилота.

Пилотодефицит

В Grand Prix от Wizard Games существует дефицит топ-пилотов. Дело в том, что команд всего 20. То есть, каждый сезон командам необходимо 40 пилотов. А всего пилотов в списке лишь 100. В категории GENIUS только 10. В категории Very fast — 11. А если вы не наймёте пилотов этих двух категорий, вам не на что рассчитывать. Конечно, есть команды, которые выставляют только один болид с одним пилотом, но это, как правило аутсайдеры, которым «пилоты-гении» не доступны.

Квалификация

В соответствии с тогдашними правилами, квалификация делится на 4 групповых квалификации. На сам процесс во время квалификации вы влиять не можете, поэтому проще всего установить (курсором вправо) скорость игры на максимум и получить результат. Как я уже говорил, к гонке допускается только 26 лучших. Не прошли квалификацию — не участвуете в гонке (но смотрите её), не получаете призовых и спонсорских денег.

Гонка

Каждая трасса в Grand Prix от Wizard Games имеет несколько параметров, которые влияют на результат. Где-то важен двигатель, где-то трансмиссия, где-то затруднены обгоны (для просмотра характеристик трасс нажмите F8 на главном экране). По результатам на разных трассах можно оценить уровень вашего болида (и его отдельных компонентов) по отношению к конкурентам, вы сможете понять ваши слабые места.

Поломки в гонке зависят от уровня компонента, который ломается/не ломается. Меньше, но тоже поломки зависят от сотрудника, который в данный момент отвечает за компонент. Например, вы разработали идеальный двигатель, но потеряли моториста и на его место пришёл дядя Вася, который ничего не умеет, то из-за него вероятность поломки двигателя вырастет.

Схема начисления очков в гонке соответствует правилам 1991 года: 10-6-4-3-2-1. Всего 6 зачётных мест, не так много, как сейчас, поэтому каждое очко на вес золота. Команды в кубке конструкторов, которые не получают очки распределяются по завоёванным финишным позициям. Так как место в кубке влияет на многое, необходимость в распределении «нулей» есть.

Кроме лайв тайминга в гонке вам доступен износ шин по каждому из ваших пилотов. Как вы уже поняли, у разных пилотов он будет меняться по-разному.
Так же, если вдруг на машине возникли какие-то проблемы, вы тут же это увидите. В большинстве случаев возникновения проблемы на машине — это сход, но иногда это удаётся исправить вовремя среагировав и загнав гонщика на пит (F1 и F2). Такой пит-стоп, естественно затянется, но в этом есть смысл, даже если вы будете отставать на 10 кругов, так как любой финиш оплачивается. Гонщик так же может сам заехать на пит, но только при поломке, для замены шин он самостоятельно питстопиться не будет.

В Grand Prix от Wizard Games лишь два типа шин (dry и wet), при сухой или дождливой погоде автоматически ставится соответствующая резина, но при неопределённой (uncertain) игра всегда спрашивает вас, какой тип шин ставить.

Лог гонки можно посмотреть нажав F5. Например, если ваш пилот потерял время, там можно выяснить, что произошло.

После гонки вам показывается что-то похожее на газетные заголовки.

Каждая гонка добавляет вам пункты к season score, он зависит только от ваших мест на финише и ни на что не влияет.

Советы

Команды в стартовом списке ниже Brabham — это команды — неудачники, хотите проиграть — берите. Команды выше Brabham (включительно) и до Tyrrell — это те, с которыми можно поиграть, чем выше — тем дольше соответственно. Tyrrell стоит особняком, так сказать, вершина геймплея. Хотите посоревноваться хардкорно — выбирайте её. Команды выше Tyrrell по списку — это топ-команды (McLaren, Ferrari, Williams, Benneton) с любой из них у вас будет большое преимущество на старте игры, во многом потому, что начальная репутация у команд максимальная и вы сможете сразу заключить контракты с топ-пилотами на следующий сезон, что для Tyrrell (и хуже) изначально недоступно. Это всё объясняется реальным положением дел в сезоне Формулы 1 1991 года, которому игра соответствует.

Если вам удалось поднять с днища команду Wizard, буду премного благодарен, если вы сообщите, как вы это сделали.

Если у вас плохая машина, вы не проходите квалификацию, то попробуйте взять reckless драйвера. Точно и наоборот, если у вас отличная машина, не стоит рисковать, reckless драйвер может разбивать её чуть ли не через каждый гран-при.

Когда ваш пилот пострадал и не участвует в гонках, выясните сколько займёт период его лечения, иногда случается так, что пилот лечиться слишком долго и выгоднее его уволить и нанять более-менее достойную замену, нежели использовать медленного тестера (если он у вас, конечно, медленный).

Если вам не удаётся заполучить GENIUS пилота, но ваша команда конкурентоспособна, попробуйте поговорить с ним сразу после вашей победы или призового места, вероятность того, что он согласится возрастает.

В Grand Prix от Wizard Games в зависимости от ваших результатов, вам открываются (или закрываются) новые доступные для переговоров категории пилотов. То есть, если пилот категории GENIUS не желает с вами говорить, то все пилоты в той же категории будут того же мнения. С точностью и наоборот, если удалось получить положительный ответ от одного, то ожидайте такого же от другого в той же категории.

Если вы получили контракт с отличным пилотом и хотели бы его видеть в следующем году у себя в команде — нет проблем, тут же заключайте с ним контракт на следующий сезон, пока ваша репутация позволяет.

Вы можете сэкономить немного денег, построив не два новых болида, а один. Но учтите, что если вам затем таки понадобиться второй болид, стоимость его постройки будет выше.

При выборе двигателя учитывайте, что его стоимость — это стоимость одной единицы. На первых этапах игры выгоднее не разрабатывать собственный, а пользоваться покупными, собственные разработки стоят порядком дороже.

Команда с одним болидом и одним боевым пилотом не сможет добиться серьёзного успеха, так как у вас будет примерно в два раза меньше призовых и спонсорских поступлений каждый гран-при. Но сингл — это в каком-то случае может быть спасением от излишних растрат, что бы не стать банкротом, но остаться на должном уровне.

Выключите пиликающий звук нажатием F9.

В сети распространена только shareware версия Grand Prix от Wizard Games без возможности сохранений. Но решить проблему можно — используйте, например, виртуальную машину со снепшотами. Я играл на телефоне (Qtek 9100 на Windows Mobile 6) с досбоксом. Игра допотопная, поэтому ресурсов телефона хватало, проблема сохранений отпала потому, что я не закрывал досбокс, не выключал телефон, а лишь экран и вовремя заряжал аккумулятор. Аналогичную схему можно реализовать под Android.

Резюме Grand Prix от Wizard Games

В Grand Prix от Wizard Games нет графики, вместо звука «пиу-пиу». Баги отсутствуют. Реализм текстовых символов на высоком уровне, не ощущается, что чего-то не хватает. А геймплей просто зашкаливает. Тем не менее, игра достаточно сложная, точнее, выиграть в ней достаточно сложно, но эта сложность идёт вровень с геймплеем, поэтому в Grand Prix от Wizard Games интересно играть даже по прошествии четверти века после её создания. Хочется сказать огромное спасибо Hole in the Wall Game, компании Wizard Games и лично кодеру El Bee, «дизайнеру» Sundance и тестировщикам: lans, Ray, Ryszard, Ken.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Навигация по записям